Склад является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Каким должен быть склад? Как правильно организовать работу складского комплекса?

Сегодня система товародвижения в России приобрела совершенно новую форму для потребителей, производителей, поставщиков и других ее участников. Интегрированный подход в логистике предполагает управление сквозными потоками, проходящими через все звенья логистической системы.

Складские комплексы являются не только интегрированной составной частью, но и системообразующим звеном логистической системы, в которой предусмотрены накопление, переработка, распределение материального потока. Такой подход позволит обеспечить достижение высокого уровня рентабельности всей системы. Это совсем не исключает возможность отдельного анализа и исследования составляющих звеньев и элементов логистической системы, в том числе и складов. Современный склад — это сложный объект, как с технической, так и с управленческой точки зрения. Склады являются материально-технической базой основных участников логистической системы, через которую проходит материальный поток.

 

Понятие склада

Содержание

В отечественной литературе по логистике существует ряд подходов к определению склада.

Во-первых, под складом понимается сложное техническое сооружение, которое состоит из множества взаимосвязанных элементов, имеющих определенную структуру и объединенных для выполнения конкретных функций по накапливанию и преобразованию материального потока

Во-вторых, склад — это эффективное средство управления запасами на различных участках логистической цепи и управлении материальным потоком в целом. В терминологическом словаре по логистике [3] склад — это здание, сооружение, устройство, предназначенное для приемки, размещения, хранения, подготовки к потреблению (раскрой, фасовка и т. п.), поиска, комплектации, выдачи потребителям той или иной продукции.

Современный крупный склад (например, склад тарных и штучных грузов) представляет собой сложное техническое сооружение, которое состоит из множества различных подсистем (комплекса зданий, совокупности перерабатываемых грузов, системы информационного обеспечения и т.д.) и элементов определенной структуры, объединенных для выполнения конкретных функций преобразования материальных потоков.

склад

Другими словами, со склада начинаются и складом заканчиваются, как правило, все функциональные области логистических систем товаропроизводителей и предприятий оптовой торговли. Склад является важнейшим элементом инфраструктуры товарных рынков и активно формирующихся в России логистических систем. Наряду с транспортными расходами, затраты на хранение, управление запасами и складскую грузопереработку составляют подавляющую часть общих логистических издержек [4].

Такие термины, как «склад», «распределительный центр», «логистический центр», «терминал», почти взаимозаменяемы. Распределительный центр — это место хранения товаров в период их движения от места производства до оптовой или розничной торговой точки.

Логистический центр — место хранения более широкого ассортимента продукции, которое может находиться на разных стадиях движения материального потока от поставщика до конечного потребителя.

Терминал — складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, организующее мультимодальные перевозки грузов с участием воздушного, автомобильного, морского транспорта.

Управление поставками

Роль складов в цепи поставки

Иногда высказывается мнение, что, поскольку на складах не создаётся новая потребительская стоимость товаров, они вообще не нужны, и от них нужно, по возможности, избавляться. При этом ссылаются на некоторый зарубежный опыт и, особенно, на опыт японских предприятий, где запасы грузов в системах производства и распределения стараются сделать минимальными, а в отдельных случаях даже «работать с колес», т.е. прибывающие на предприятие материалы и комплектующие изделия сразу пускать в производство, не задерживая их на складах. Такие методы управления грузопотоками известны, однако при этом, во-первых, работа транспорта должна быть организована особым образом и, во-вторых, часть функций по подготовке транспортных партий для производства должна быть возложена на грузоотправителей. И то и другое не всегда можно осуществить.

В частности, на транспорте в этих случаях за рубежом применяют принципы доставки грузов «точно в срок» — (в английском написании ЛТ — «Just In Time») и «Быстрый ответ» — (в английском написании QR — «Quick Response»). Оба этих принципа применимы в основном только в условиях автомобильного транспорта, поскольку поезда ходят по графику расписанию и уже из-за этого возможна задержка доставки грузов железнодорожным транспортом в пределах одних суток и более. Кроме этого, возможны задержки поездов на промежуточных технических станциях по непредви­ денным обстоятельствам. Задержки в доставке грузов морским и внутренним водным транспортом возможны по погодным условиям, а срочная доставка грузов воздушным транспортом очень дорогая.

Что касается передачи части функций комплектования транспортных партий, удобных для последующего производства использования, на склады грузоотправителей, то это приведет к увеличению запасов и усложнению устройства и технологии работы этих складов, с чем грузоотправители могут не согласиться. К тому же функции преобразования грузопотоков на складах в этих случаях не ликвидируются — они просто переносятся На склады других типов — на склады готовой продукции предприятий- изготовителей. Выполняя операции по подготовке транспортных партий грузов к наиболее эффективному использованию этих товаров на своих складах, грузоотправители, естественно, повысят стоимость этих товаров.

Транспортные предприятия, доставляя грузы по расписанию, точно в срок, также повысят тарифы за перевозки этих грузов. Таким образом, сокращая собственные запасы грузов и склады на своем предприятии, грузополучатель вынужден приобретать материалы и комплектующие изделия по более высокой цене, что может оказаться экономически нецелесообразным.

Отдел продаж

Поэтому в каждом случае организации доставки грузов необходимо выполнять технико-экономические обоснования по емкости, размерам и функциям всех складов в логистической цепи проектируемого грузопотока.

Некоторые руководители недооценивают роль складских операций при движении материальных потоков от поставщика сырья и материалов до производителя и далее готовой продукции до конечного потребителя товара. Уделяя большое внимание другим операциям — купле-продаже, производству, финансовым расчетам, они зачастую упускают из виду, что минимизации расходов на всем пути продвижения товара нельзя достигнуть, если не орга­ низован весь процесс в целом. Складские операции являются одной из важнейших составляющих в ценообразовании товара. Недооценка важности этих операций ведет к повышению расходов при обработке или перевалке товаров [6].

склад

Основные характеристики складской системы

Основные показатели, характеризующие склад как структуру логистической системы.

Критерии и методика расчета:

Складской товарооборот

Определяется суммарно (в тоннах) исходя из уровня товарных запасов, площади и емкости складских по­ мещений, количества стеллажей в них и ячеек для хранения товаров.

Уровень товарных запасов

Планируются в днях складского товарооборота и в рублях.

Площадь и кубатура складских помещений

Размер и высота складских помещений определяются планом и подлежат дифференциации с учетом дальнейшей эксплуатации. При этом подлежат уточнению размеры площади для зон обычного и высотного хранения, приема и отправки грузов, кранового пролета, дебаркадера, административных, технических и бытовых служб.

Количество стеллажей и поддонов

Количество стеллажей определяется площадью склада и шагом колонн; потребность в поддонах устанав­ ливается по нормам, предусмотренным в нормативах технического оснащения.

Количество ячеек в стеллажах

Определяется их размером (применительно к подлежащим хранению в них товаров) и параметрами находящихся на складе стеллажей.

Трудовые затраты

Устанавливаются на обслуживающих склады работников, применительно к видам и маркам используемых на них механизмов в расчете на единицу грузооборота (поддон, вагон).

Выработка на одного работника

Определяется стоимостью перерабатываемых им грузов в расчете на единицу времени.

 

Основные проблемы логистики складирования

Любое предприятие, имеющее склад, а уж тем более складскую сеть, сталкивается с множеством проблем разного уровня, как стратегического, так и оперативного. При этом необходимо помнить, что все задачи, решаемые в рамках этих проблем, тесно связаны между собой и должны рассматриваться в четко определенной последовательности.

Планирование в логистике складирования начинается с решения стратегических задач, касающихся структуры складской сети, необходимой для реализации целей фирмы и придания большей гибкости системе обслуживания клиентов. Фактически формирование складской сети должно помочь фирме охватить максимальный рынок сбыта, приспособиться к изменениям окружающей среды с минимальными потерями от упущенных продаж.

Главная проблема в логистике складирования решаемая на страте­гическом уровне — это формирование складской сети. На данном этапе планирования предприятие практически решает задачу создания оп­тимальной логистической системы, которая с одной стороны должна обеспечить минимальные затраты, связанные с продвижением грузопотока до конечного потребителя, а с другой стороны — обеспечить гарантированное обслуживание каждого клиента на необходимом для него уровне. Этот этап также можно назвать этапом макропроектирования.

Стратегия формирования складской сети требует решения следующих задач:

  • выбор стратегии складирования запасов на складах (выбор формы собственности складов, где предполагается накопление запасов);
  • определение количества складов, обеспечивающих охват всего региона сбыта при условии бесперебойного снабжения клиентов;
  • размещение складской сети, с выбором как региона, так и конкретного места расположения каждого склада.

склад

Факторы, влияющие на выбор месторасположения склада

При выборе места расположения склада необходимо учитывать ряд факторов.

Факторы, влияющие на выбор региона

  • Показатели при выборе конкретного месторасположения склада:
  • Близость к рынкам сбыта.
  • Наличие железнодорожного транспорта.
  • Наличие конкурентов.
  • Существующие транспортные коммуникации.
  • Близость к рынкам снабжения.
  • Расстояние до объектов снабжения и сбыта.
  • Уровень жизни населения.
  • Определение принадлежности района застройки (сельская местность, крупный город, окраина, пригород и т.д.).
  • Наличие трудовых ресурсов.
  • Стоимость земли.
  • Заработная плата.
  • Водные коммуникации.
  • Имеющиеся земельные участки для удовлетворения потребных мощностей и их стоимость.
  • Разрешение экологической службы города.
  • Транспортные коммуникации.
  • Налоги, финансирование.
  • Разрешение экологической службы.

Ассортиментная матрица в закупках

Методология системного анализа склада

Методологической основой для склада, как элемента логистической системы, является системный анализ. Современный склад представляет сложную технико-экономическую систему с динамическим характером функционирования, изменяющимся под воздействием изменений внешней среды.

Рассматривать склад как сложную технико-экономическую систему с позиции общей теории систем предлагали многие авторы [8] — [10], но наиболее глубоко эти исследования провел проф. О.Б. Маликов [5], [11]. Проводя аналогию с биологическими системами, он весьма точно применил к складам терминологию общей теории систем, определив структуру, цель, поведение склада как системы, взаимодействие его с внешней средой и т.д. Склады относятся к классу сложных вероятностных систем, поскольку они сложны по устройству, по типам и конструкции оборудования, по числу параметров, по характеристикам перерабатываемых грузов, и параметры их случайным образом изменяются под воздействием входящих и выходящих грузопотоков.

Основными этапами системного исследования склада являются:

  1. содержательное описание;
  2. фиксирование цели создания склада, его элементов и структуры;
  3. параметрическое описание и структурное исследование;
  4. функциональный анализ, оценка результатов функционирования склада и сравнение его с поставленной целью.

Целью проводимых большинством авторов [8,9,12,13,14 и др.] исследований складских систем было проектирование новых механи­зированных или автоматизированных складов. В качестве элементов рассматривались обычно технологические участки склада, здания, оборудование, персонал склада, технологические операции, номенклатура грузов и т.д. [12], [15]-[19]. С позиции системного подхода структура складской системы складывается из множества взаимосвязей и отношений между ее элементами, придающими ей целостность, упорядоченность и организацию.

Построение ассортиментной матрицы

Параметрическое описание складской сети сводится к классификации параметров, их содержательному описанию, моделированию, математической формализации, установлению границ изменения, взаимной зависимости и влияния параметров.

При проектировании складов все параметры делятся на две группы:

  1. исходные данные для проектирования;
  2. рассматриваемые и выбираемые параметры склада.

Разделение параметров склада на исходные и выбираемые при проектировании носит условный характер и зависит от этапа создания склада. При функциональном анализе складской системы изучается взаимосвязь и взаимовлияние элементов и характеризующих их величин в процессе эксплуатации склада аналитическими методами или другими методами математического моделирования. Однако системные исследования могут вестись не только в связи с проектированием склада, но и при решении других практических задач: расширения, реконструкции, технического перевооружения, рационализации существующих складских технологий. С этой целью необходимо выбрать единую основу, позволяющую решать практические задачи по рациональному складированию. В качестве такой основы может быть предложена система складирования. Назначение системы складирования — обеспечить оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им.

склад

Цель создания системы складирования — определить как обеспечение экономического успеха склада в рамках интегрированной логистической системы, поскольку разработка системы складирования позволит обеспечить складу материальный поток необходимой интенсивности при условии минимальных логистических затрат с максимальным уровнем обслуживания.

Эффективность функционирования работы склада в логистической системе зависит от оптимального использования материально-технической базы (т.е. складских мощностей) и оптимального управления логистическим процессом, обеспечивающим необходимую интенсивность грузопотока с требуемыми выходными параметрами при минимальных затратах на его осуществление. Иными словами, ведение эффективной деятельности склада можно добиться через:

  1. управление складом в рамках логистической системы;
  2. выбор оптимальной системы складированият;
  3. рациональную организацию и управление логистическим процессом на складе.

Используя принципы теории исследования операций [20], задачу создания системы складирования с оптимальными параметрами можно сформулировать так: при заданных определенных величинах исходных параметров и вероятностных оценках неизвестных параметров с учетом объективных условий создания выбрать такие элементы решения, которые обеспечивали бы с допустимой вероятностью получение оптимальных значений генерального критерия эффективности склада — минимальных приведенных затрат, связанных с созданием системы складирования и дальнейшей эксплуатацией склада.

Для определения логистического процесса на складе проведем аналогию с технологическим процессом, который в любом случае является его составляющей частью.

Процесс вообще — это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата [21]. Технологический процесс представляет собой определенную по­ следовательность основных и вспомогательных операций. При этом основные операции непосредственно приводят к изменению состояния предмета труда (товара), а вспомогательные — обеспечивают проведение основных операций.

Таким образом, если предположить, что предметом труда в логистике является материальный поток и (или) сопутствующие ему информационный и финансовыми потоки, то логистический процесс представляет собой определенную последовательность основных логистических операций и совокупность действий, обеспечивающих их выполнение с целью эффективного взаимодействия элементов и оптимизации логистической системы в целом.

В соответствии с этим делением, логистический процесс можно рассматривать как управление логистическими операциями, связанными с грузопереработкой (операционное управление) и координацией смежными службами, так или иначе обеспечивающих эффективное функционирование склада.

Кроме того, при анализе роли и места складов целесообразно рассматривать их на разных уровнях иерархии: общегосударственном, региональном, локальном и производственном [22]:

  1. На общегосударственном уровне проблемы создания складской системы имеют в значительной степени не технические, а экономические, стратегические и социальные аспекты. Они связаны с созданием общих структур системы материально-технического снабжения производства продукцией производственно-технического назначения, единой транспортной системы страны, определением числа складов, обеспечивающих обслуживание всей страны при бесперебойном снабжении клиентов, и т. д.
  2. На региональном уровне значение складов велико в связи с развитием и созданием новых территориально-производственных комплексов, в которых целесообразно создавать крупные объединенные складские базы по видам продукции производственно-технического назначения (для снабжения промышленных узлов и производственных предприятий) и по видам товаров народного потребления (для снабжения населения).
  3. На локальном уровне складской инфраструктуры размещение и работа складов существенно влияет на грузопотоки и транспорт промышленных районов и узлов, на общую эффективность работы промышленных предприятий и транспорта.
  4. Важную роль играют склады на промышленных предприятиях (производственный уровень). Они влияют на общий ритм и организацию основных процессов производства на предприятиях, размещение и работу внутризаводского и внешнего транспорта, себестоимость промышленной продукции и другие показатели эффективности производства и деятельности предприятий.

Таким образом, складское хозяйство создается для приема грузопотока с одними параметрами (размерными, качественными и временными), его переработки и накопления и выдаче его с уже другими параметрами потребителю. Эта процедура должна выполняться с наибольшей экономической эффективностью. Проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на оптимизацию движения материальных потоков в логистической цепи и в конечном итоге на совокупные издержки обращения [22].

Условия эффективного функционирования склада в логистической системе

Интегрированный подход в логистике предполагает сквозное управление потоками, проходящими через все звенья ЛС. Однако это не исключает анализа и исследования отдельных составляющих звеньев и элементов.

При этом следует выполнять следующие требования [4],[10]:

  1. все элементы/звенья рассматриваются во взаимосвязи;
  2. все элементы/звенья составляют единую ЛС, а потому их работа направлена на достижение общей целевой функции всей системы;
  3. локальные цели и задачи функционирования элементов/звеньев согла­суются с общей целью и задачами ЛС; анализ и исследования любого элемента/звена ЛС осуществляются на основе системного подхода;
  4. моделирование элементов/звеньев ЛС проводится на тех же принци­пах, что и системы в целом;

Оптимизация всей системы является первичной задачей, и лишь она диктует условия субоптимизации составляющих ее элементов/звеньев. Основными условиями эффективного функционирования склада, как элемента/звена ЛС, вытекающими из общих принципов проектирования последней, можно считать следующие:

  • Склад рассматривается не изолированно, а как Элемент ЛС. Эффективность работы склада отвечает эффективному функционированию ЛС в целом.
  • Учитываются взаимодействия и взаимоотношения склада как на уров­не всей ЛС (внешней среды окружения), так и внутри субъекта ЛС.
  • Увязываются технические и технологические возможности движения материального потока, проходящего через склад, с внешним транспортом, а также непосредственными поставщиками и покупателями.
  • Снижение затрат на складскую обработку грузов не влечет за собой снижения уровня обслуживания клиентов.
  • Комплекс логистических услуг, предоставляемых складами, отвечает политике обслуживания клиентов на фирме.
  • Технические и технологические решения на складе исходят из логис­тической необходимости и экономической целесообразности.
  • Применяется автоматизированная система управления информацион­ными потоками, независимо от уровня технической оснащенности самого склада.

В последнее время главным направлением развития складского хозяйства стало повышение гибкости и эффективности использования информационных технологий, что необходимо для удовлетворения растущих требований потребителей к ассортименту и условиям поставок.

АВС-анализ

Совершенствование информационных технологий, автоматизация складского процесса увеличивают гибкость, давая возможность складским операторам быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности в самых разных условиях.

Создание разветвленного и автоматизированного складского хозяйства направлено на:

  • обеспечение ритмичности совместной работы, организованности и оперативного взаимодействия различного рода производственных и транспортных подразделений;
  • демпфирование колебаний внутри производства;
  • сглаживание неравномерности внешних поставок и организацию их получения и использования;
  • накопление готовой продукции и организацию ее распределения в соответствии с фактическим поступлением заказов от клиентуры;
  • обеспечение в течение времени хранения, поиска и выдачи сохранности качества сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции;
  • рациональное использование площадей, принадлежащих предприятиям и компаниям;
  • снижение простоев транспортных средств, обеспечение гибкости в выборе транспортных средств и определении объемов перевозок и, в конечном счете, уменьшение транспортных расходов;
  • снижение потребности в персонале, освобождение его от выполнения большого объема погрузочно-разгрузочных работ в условиях невысокого уровня организованности.

Предусматривается единый подход к документообороту между всеми участниками ЛС. Для автоматизации информационных потоков в ЛС и на складе внедряется штриховое кодирование грузов на предприятиях-изготовителях.

Эффективность функционирования склада в процессе эксплуатации лишь реализуется, а предусматривается он на этапе проектирования складской подсистемы.

В процессе принятия объемно-планировочных решений необходимо выполнять следующие требования:

  1. При выборе основных параметров складских зон следует исходить из специфики номенклатуры перерабатываемого груза, особенностей его поставки на склад.
  2. Расположение складских зон по отношению друг к другу должно обеспечивать последовательное осуществление операций технологического процесса.
  3. Разгрузочно-погрузочный фронт разрабатывается с учетом видов и характеристик транспортных средств и интенсивности входя­щих и выходящих потоков.
  4. При работе с различными типами транспортных средств (желез­нодорожный, автомобильный и пр.) зоны разгрузки и отгрузки располагаются с противоположных сторон склада.
  5. Зона разгрузки должна находиться в непосредственной близости к экспедиции приемки и складской зоне приемки.
  6. Зона приемки, примыкающая к зонам хранения, должна иметь места для временного хранения товара до полной его приемки и регистрации.
  7. Зона основного хранения оснащается соответствующим технологическим оборудованием, которое выбирается с учетом специфики товара, его стоимости, партии поставки, особенностей комплектации и т.д.
  8. Проходы и проезды в зоне хранения определяются в соответ­ствии с применяемыми подъемно-транспортными средствами.
  9. Размещение технологического оборудования в пространстве склада должно обеспечивать не только максимальное использование площадей, но и максимальное использование высоты склада.
  10. Зона комплектации должна быть оснащена оборудованием с учетом особенностей самого товара и выбранной системы комиссионирования.
  11. Зона комплектации должна обеспечивать беспрепятственное движение грузопотока к месту отправки или к разгрузочной рампе, что и определяет место ее расположения, т.е. эта зона должна иметь прямой выход к местам отгрузки.
  12. Разгрузочная рампа должна обеспечивать механическую обработку груза при отправке заказа на любой вид транспортного средства.

Системный подход к логистическому планированию складского хозяйства предполагает следующую последовательность действий:

Алгоритм выбора оптимального варианта складской подсистемы

Алгоритм выбора оптимального варианта складской подсистемы

 

Критерием отбора вариантов служит минимум приведенных трат, определяемых по следующей формуле. Для реализации принимается вариант, обеспечивающий минимальное значение приведенных (годовых) затрат [23].

Склады — составная часть интегрированной ЛС — одновременно являются материально-технической базой основных участников этой системы. В ЛС склад играет роль элемента материального потока, поскольку, обеспечивая осуществление логистических операций, он не подлежит дальнейшей декомпозиции в рамках поставленных задач ЛС. На всех складах, независимо от их места в ЛС, происходит преобразова­ ние материального потока по размерам и составу входящих и выходящих партий продукции по времени поступления, отгрузки и т.д.

Таким образом, склад можно рассматривать в качестве основного преоб­ разователя материального потока ЛС от поставщиков сырья и материалов до поставки готовой продукции конечному потребителю. Деятельность склада направлена на оптимизацию ЛС.

На складе обрабатываются, по крайней мере, три вида потоков — входящие, исходящие и внутренние. Наличие входящего потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза, проверки товаросопроводительных документов и т. д. Исходящий поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товаросопроводительных и грузовых документов. Внутренний поток обусловливает необходимость перемещения и грузопереработки товарно-материальных ценностей внутри склада и оформления складских документов. На складе входящие потоки преобразуются в исходящие, т. е. в результате переработки грузов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и выдачи и др.

Какой отчет использовать для закупок в 1С УТ 10.3

Основные направления совершенствования работы складов

При выполнении проектов по рационализации складской деятельности необходимо учитывать следующие основные направления совершенствования работы складов [23]:

Оптимизация дислокации складов

Пересмотр расположения Складов с учетом перспектив роста и требований к пропускной способности складов. Данные меры, как правило, позволяют снизить транспортные издержки, оптимизировать запасы в цепях поставок, а также повысить уровень сервиса клиентов склада.

Оптимизация складских технологических процессов

Что позволяет повысить производительность и качество работы склада.

Показатели использования складской площади и объёма

Достижение высоких показателей использования складской площади и объёма за счет применения рациональных технологических решений и рациональных схем механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно­ складских работ, что позволяет снизить складские затраты на единицу перерабатываемого потока, повысить мощность склада без соответствующего увеличения складской площади.

Стандартизация складских технологических процессов

Описание и закрепление порядка выполнения отдельных операций и процессов. Стандартизации в первую очередь подлежат значимые процессы и операции, т. е. те, которые сопряжены с высокими издержками, от которых зависит уровень сервиса, а также сохранность материальных ценностей. Стандартизация технологических процессов позволяет поднять уровень технологической дисциплины, повысить качество отдельных операций и процесса в целом, дозволяет сократить затраты на обучение нового персонала.

Разработка норм по установленным видам работ

В первую очередь по наиболее важным. Создает возможности точного планирования, а также возможности точного учета и контроля качества и количества труда, позволяет эффективно решать вопросы мотивации персонала.

Оптимизация парка подъемно-транспортного оборудования

Оптимизация парка подъемно-транспортного оборудования, применяемого на складе, что позволяет поднять производительность труда, повысить скорость и качество технологического процесса.

Механизация работ

Внедрение рациональных схем механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ, что также положительно сказывается па производительности, скорости и качестве технологического процесса.

Оптимизация размещения товаров на складе

Позволяет минимизировать перемещения на складе, т. е. выполнять заказы быстрее и с меньшими затратами трудовых и технических ресурсов.

Создание склада достаточной площади

Для многих предприятий оптовой торговли актуальным является создание экспедиционного склада достаточной площади, что позволяет осуществлять приемку со складов товаров, упакованных в тару изготовителя, либо за складской упаковкой (возможно, в инвентарной таре), комплектовать их по маршрутам и обеспечивать эффективную централизованную доставку товаров клиентам.

 

Виды и классификация складов

Складское хозяйство — это отдельный объект, обычно состоящий из:

  • капитальных сооружений (здание самого склада, офисное здание);
  • вспомогательных построек (электроподстанция, котельная и др.);
  • системы коммуникаций (электро-, газо- и водоснабжение, связь, канализация);
  • системы Дорог и стоянок на территории склада;
  • системы ограждения территории и зон (ограждение, ворота и др.);
  • парка подъемно-транспортного оборудования;
  • специального оборудования для оснащения помещения склада и офисов;
  • персонала склада.

От уровня организации и управления складами зависят результаты функционирования звеньев логистической цепи по срокам поставок, номенклатуре и объемам материально-технических ресурсов как произ­ водственного, так и потребительского назначения.

Что касается промышленных предприятий, то их успешная производственная деятельность во многом зависит от повседневного бесперебойного обеспечения их необходимым сырьем, основными и вспомогательными материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом, топливными ресурсами. Торгово-посреднические организации для обеспечения ритмичной реализации продукции также находятся в прямой зависимости от организации работы складов, на которых хранятся необходимые объемы запасов продукции.

Общие положения по назначению складов

Принимая во внимание существующее разнообразие складов, складских комплексов, складских терминалов, можно сформулировать общие основные положения по назначению складов, которые сводятся к следующему:

  • накопление необходимых запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива и обеспечение бесперебойного снабжения ими всех прикрепленных потребителей;
  • обеспечение сохранности материально-технических ресурсов при их хранении с соблюдением необходимых норм — температурного режима, режима влажности, сроков складского хранения отдельных номенклатурных групп материальных ресурсов;
  • осуществление рациональной организации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, а также операций, связанных с комплектованием заказов и транспортных партий с минимальными затратами ручного труда;
  • рациональное использование складских площадей и объемов при максимальном применении подъемно-транспортного и складского оборудования по производительности, грузоподъемности, времени работы, вариантам выполняемых операций;
  • осуществление, при необходимости, надлежащей подготовки материальных ресурсов к производственному потреблению (нарезка заготовок, раскрой листового материала) или к реализации продукции (расфасовка, упаковка);
  • организация, по возможности, централизованной доставки материально-технических ресурсов различного назначения потребителям: на промышленных предприятиях — в производственные подразделения; в торгово-посреднических организациях — в оптовую и розничную торговлю;
  • своевременное выявление и мобилизация сверхнормативных запасов материально-технических ресурсов и прогнозирование позиций материальных ресурсов, которые могут быть в ближайшем будущем неиспользованными в производстве для промышленных предприятий или нереализованными в торгово-посреднических организациях.

В складском хозяйстве различают транзитный способ продвижения продукта, или складскую форму поставки продукции. Транзитный способ является наиболее экономичным с позиции величины логистических издержек и минимизаций объемов запасов материальных ресурсов у потребителей. Однако этот вариант товародвижения может быть использован при отгрузке в адрес потребителя значительного количества материальных ресурсов, позволяющего максимально использовать транспортные средства и осуществлять отгрузку с незначительным интервалом времени. Возможность применения транзитной формы поставки определяется объемом потребления материальных ресурсов, а также установленной для них транзитной нормой, под которой понимается минимально допустимое количество продукции, отгружаемое предприятием-поставщиком. Следовательно, транзитная форма продвижения материальных ресурсов может успешно применяться в тех случаях, когда потребителю доставляется партия продукции через промежуток времени, не превышающий установленной величины запаса в днях для данных материальных ресурсов, или в том случае, когда имеет место незначительная удаленность потребителя от поставщика.

Складская форма поставки применяется на предприятиях, потребляющих незначительные количества отдельных видов материальных ресурсов (меньше транзитных и заказных норм). Такая форма поставки позволяет предприятию-потребителю получать материальные ресурсы с распределительных складов в необходимых количествах, независимо от установленных транзитных и заказных норм. Поэтому складская форма снабжения способствует значительному сокращению запасов материальных ресурсов у потребителей.

Параметры склада как одного из важнейших элементов ЛС в каждом отдельном случае могут значительно отличаться друг от друга. При создании складской системы всегда следует руководствоваться принципом, в соответствии с которым лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. В то же время все затраты должны быть экономически оправданными. Внедрение любого технологического и технического решения, связанного с инвестициями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из предлагаемых на рынке технических возможностей.

Как в 1С УТ 11 настроить отчет о закупках

склад

Система классификации складов по различным признакам

Классификация складов в логистических системах.

По отношению к функциональным областям логистики:

  • Склад логистики снабжения.
  • Склад логистики производства.
  • Склад логистики распределения.

По виду продукции:

  • Склад материальных ресурсов.
  • Склад незавершенного производства.
  • Склад готовой продукции.
  • Склад тары.
  • Склад остатков и отходов.
  • Склад инструментов.

По зоне обслуживания:

  • Общезаводской склад (центральный).
  • Участковый склад (для снабжения группы цехов однородными материалами и изделиями).
  • Прицеховой склад (обслуживает один цех).

По форме собственности:

  • Собственный склад организации (фирмы).
  • Арендуемый склад.
  • Коммерческий склад (логистического посредника).
  • Склады государственных и муниципальных предприятий.
  • Склады общественных и некоммерческих организаций, ассоциаций и т. п.

По функциональному назначению:

  • Производственного назначения (склад буферных запасов).
  • Оптово-заготовительные и снабженческие склады (торговых компаний).
  • Коммерческие (склады ответственного хранения).
  • Склад сезонного или длительного хранения.
  • Транзитно-перевалочный склад (грузовые терминалы).
  • Склад комиссионирования (формирование ассортимента и комплектация партий груза в соответствии с заказами клиентов).
  • Склад сохранения (прием товаров на временное хранение).
  • Специальный склад (таможенные склады, склады остатков и отходов и т. п.).
  • Склад производителя.
  • Склад торговых компаний.
  • Склад торгово-посреднической компании.
  • Склад транспортной компании.
  • Склад экспедиторской компании.
  • Склад предприятия по грузопереработке.
  • Склады прочих логистических посредников.

По отношению к участникам ЛС (фирмам):

  • Склад производителя.
  • Склад торговых компаний.
  • Склад торгово-посреднической компании.
  • Склад транспортной компании.
  • Склад экспедиторской компании.
  • Склад предприятия по грузопереработке.
  • Склады прочих логистических посредников (операторов).

По уровню специализации (товарной):

  • Узкоспециализированный склад.
  • Склад ограниченного ассортимента.
  • Склад широкого ассортимента.
  • Смешанный склад.

По характеру товарно­-материальных ценностей:

  • Непродовольственные.
  • Продовольственные.
  • Фармацевтические.
  • Специальные.

По режиму хранения:

  • Неотапливаемые.
  • Отапливаемые.
  • Склады-холодильники.
  • Склады с фиксированным температурно­-влажностным режимом.

По виду складирования:

  • С напольным хранением.
  • Со стеллажным хранением.
  • Смешанного хранения.

По степени механизации складских операций (техническая оснащенность):

  • Немеханизированный склад.
  • Частично механизированный склад.
  • Механизированный склад.
  • Автоматизированный склад.
  • Автоматический склад.

По виду конструкции складских зданий (сооружений) — техническое устройство:

  • Закрытый склад (отдельное сооружение).
  • Полузакрытые площадки (имеют только навес или крышу и одну, две или три стены).
  • Открытые (специально оборудованные) площадки.

По этажности здания:

  • Многоэтажный склад.
  • Одноэтажный склад высотой до 6 м.
  • Высотный склад под одной крышей.
  • Высотно-стеллажный склад (высотой более 10 м.).
  • Склад с перепадом высот.

По наличию внешних транспортных связей (возможность доставки и вывоза груза):

  • Пристанционный или портовый склад (расположен на территории железнодорожной станции или порта).
  • Прирельсовый склад (имеет подведенную железнодорожную ветку).
  • Склад с автодорожным подъездом.
  • Глубинный склад.
  • Комплексный склад.

По масштабу деятельности:

  • Центральные.
  • Региональные.
  • Местные.

Рассмотрим некоторые из приведенных признаков подробнее.

 

По виду хранимых материально-технических ресурсов

Данные группы включают в свой состав следующие позиции:

  • продукция производственного назначения — сырье (природное, искусственное), материалы (основные, вспомогательные), полуфабрикаты (поковки, штамповки, литье), комплектующие изделия, запасные части для эксплуатируемого парка технических средств, инструмент различного назначения, производственные отходы (используемые в качестве вторичного сырья и неиспользуемые), готовая продукция (промежуточная, конечная);
  • продукция потребительского назначения — ассортимент товаров, реализуемых индивидуальным потребителям в виде конечного готового продукта;
  • продукция хозяйственного назначения — товары, используемые предприятиями и организациями независимо от вида производственно­ хозяйственной деятельности (компьютерная и организационная техника, канцелярские товары, другая продукция, обеспечивающая жизнедеятельность предприятий и организаций).

В зависимости от групп складируемых и хранимых материально-технических ресурсов профилируются соответствующие склады.

склады

По функциональному характеру деятельности

Склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем состоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки и относительно постоянной оборачиваемости, что позволяет полностью механизировать все операции и дает возможность ставить вопрос об автоматизированной складской обработке груза.

Склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой относительно однородной номенклатуры, требующие в основном высокого уровня механизации и автоматизации складских работ. Они работают с постоянной номенклатурой с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого к уровня механизации проводимых работ.

Склады распределительной логистики, основное назначение которых — преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и внутри себя разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле. Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.

Схемы товародвижения между изготовителями и потребителями

Распределительные склады могут иметь три разных схемы товародвижения между изготовителями и конечными потребителями.

В первом варианте — прямом продвижении продукта — в товаропроводящей сети задействовано два вида складов — склады производителей (изготовителей) продукции, склады потребителей данной продукции.

Во втором варианте — эшелонированное продвижение продукта — предусматривает наличие распределительных складов трех уровней их управления и организации.

  1. Первый уровень — центральные или зональные распределительные склады изготовителей продукции, обслуживающие склады в географическом или административном регионе (региональные склады своей системы продвижения продукта). Центральные склады реализуют продукцию в своем регионе не конечным потребителям, а постав­ ляя ее оптом на региональные склады, одновременно обслуживая дистрибьюторские склады в других регионах.
  2. Второй уровень — дистрибьюторские распределительные склады, обслуживающие торговые склады в своих регионах и обеспечивающие организацию эффективной деятельности по обеспечению товаропроводящей сети необходимой продукцией.
  3. Третий уровень — торговые распределительные склады, которые реализуют продукцию мелкооптовыми партиями розничным потребителям в определенных территориальных частях отдельного региона, используя прямые продажи или своих торговых агентов.

Третий вариант — гибкое продвижение продукта — сочетает прямое и эшелонированное продвижение продукта, что позволяет маневрировать объемами складируемых и хранимых материально-технических ресурсов на складских площадях различных уровней организации и управления складским хозяйством.

Производственные склады делятся на:

  • сырьевые;
  • склады полуфабрикатов;
  • склады заготовок, деталей и сборочных единиц;
  • склады готовой продукции;
  • склады отходов производства.

Склады сезонного хранения создаются в связи с неравномерностью выработки продукции в течение года, связанной с сезоном, и, как правило, интенсивность их работы меняется в отдельные периоды года. Сезонность существует в ряде отраслей промышленности, например в сельском хозяйстве, лесной промышленности, в строительстве. Следовательно, возникает необходимость организации складов, предназначенных для хранения продукции, носящей сезонный характер, в том числе части продукции материально-технического назначения, потребляемой агропромышленным комплексом, части товаров сельскохозяйственного производства и другой продукции сезонного характера. Специфической особенностью сезонных складов является то, что они неравномерно загружены по площадям и объемам в течение года.

Склады длительного хранения продукции (резервные склады) предназначены для хранения материально-технических ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. На такого рода складах хранятся мобилизационные и стратегические запасы средств производства и предметов потребления, предназначенных для использования в непредвиденных обстоятельствах. Важнейшей разновидностью резервных запасов являются государственные резервы как особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, в состав которого входят запасы материальных ресурсов для мобилизационных нужд, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Запасы в составе государственного резерва могут использоваться также для оказания гуманитарной помощи, оказания регулирующего воздействия на рынок, государственной поддержки предприятий и отраслей.

Транзитно-перевалочные склады, как правило, организуются при железнодорожных станциях, речных пристанях, морских портах, аэропортах, автогрузовых терминалах. Такого рода склады служат для кратковременного хранения грузов в период их перегрузки с одного транспорта на другой. Перевалка или трансфер может выполняться как по прямому варианту (передача груза с одного вида транспорта на другой), так и по складскому варианту (грузы выгружаются из одного транспортного средства на склад и со склада на другое транспортное средство). При этом перевалочные пункты (терминалы) подразделяются на специализированные (предназначенные для переработки только определенных грузов — зерна, леса, металла) и общего пользования.

Таможенные склады (терминалы) организуются на период проведения таможенных операций, связанных с оформлением соответствующих документов в зависимости от вида экспортно-импортной продукции. Таможенный склад представляет собой терминал, на котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем, но без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов и без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения. Различают открытый таможенный склад (доступный для использования любых лиц) и закрытый таможенный склад (предназначенный для хранения товаров определенных лиц). Владелец товаров, хранящихся на таможенном складе, вправе самостоятельно произвести их чистку, сушку, консервацию, проветривание. Владелец товаров может с разрешения таможенного органа произвести формирование отправок, нанести маркировку, выполнить простые операции по комплектации, упаковке и сортировке, переместить груз в пределах склада с целью рационального его размещения. Склады досрочного завоза организуются в районах, в которые доставка продукции материально-технического назначения возможна только в определенное время года, например, в период навигации. При этом учитываются следующие факторы, определяющие рациональное продвижение товаров в транспортно-складской системе: структура поставок по видам завоза материально-технических ресурсов — в навигацию и авиатранспортом; интервалы завоза и поставок потребителям отдельных видов материальных ресурсов; время нахождения материально-технических ресурсов в отдельных звеньях логистической цепи; стратегия навигационного завоза, определяющая объемы и время накопления ресурсов перед началом навигации.

Розничные склады организуются на торговых предприятиях — в торговых точках (магазинах, универмагах, супермаркетах), различающихся величиной занимаемой площади и ассортиментом реализуемых товаров. Розничные склады максимально приближены к конечным потребителям, они являются замыкающим звеном логистической цепи в товаропроводящих цепях.

Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют запасы с очень широкой номенклатурой товара (от нескольких сотен до нескольких тысяч наименований) и неравномерной оборачиваемостью (сезонный товар) товара, реализуемого различными партиями поставки (от объема менее одного паллета до нескольких паллет одной группы товаров). Все это делает не­ целесообразным внедрение автоматизированной обработки товаров на таких складах. Здесь может применяться механизированная обработка товаров, хотя доля ручных операций весьма высока. Для всех видов перечисленных складов независимо от их технической оснащенности переработки товаров управление складскими операциями, учет движения ТМЦ и обработка информационных потоков должны быть автоматизированы.

Главные показатели работы руководителя и сотрудников отдела закупа

По месту расположения

Склады производителей организуются на промышленных предприятиях, производящих продукцию производственного и потребительского назначения в виде складов готовой продукции, с которых осуществляется отгрузка продукции промежуточным потребителям (складская форма снабжения) или конечным потребителям (транзитные поставки).

Склады торгово-посреднических организаций представляют собой комплексы, формируемые: по отраслевому признаку — обеспечивают материально-техническими ресурсами определенную отрасль, например агропромышленный сектор, строительство; по определенной специфической номенклатуре хранимой продукции, например продукция деревообработки или текстильной промышленности; по широкому ассортименту, например, товаров потребительского назначения — парфюмерия, бытовая техника, радиоаппаратура.

Склады транспортных организаций и транспортно-экспедиторских компаний формируются в транспортных узлах, как правило, на железнодорожных грузовых станциях или разделительных пунктах, предназначенных для приема, хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов. На грузовой станции размещаются склады, пункты взвешивания, контрольно-пропускные пункты. Склады грузовой станции подразделяются на объединенные и специализированные (для переработки отдельных грузов); тупикового, сквозного и комбинированного типа.

По форме собственности

Собственные склады, как правило, имеют промышленные предприятия (склады материально-технических ресурсов — сырье, материалы, комплектующие изделия, склады готовой продукции) и производственные дистрибьюторы (склады различного диапазона хранимой номенклатуры конечной готовой продукции).

Арендуемые склады представляют собой площади, которые арендуют оптово-розничные организации и торгово-посреднические компании, производственно-хозяйственная деятельность которых заключается в продвижении готового продукта по товаропроводящим сетям. Арендаторы, как правило, складируют и хранят ограниченный ассортимент продукции в зависимости от профиля склада.

Коммерческие склады общего пользования организуются для обслуживания достаточно широкого круга потребителей складских услуг, при этом склады принимают и хранят широкую номенклатуру продукции. На таких складах существуют два варианта организации складской деятельности: первый вариант — все складские операции и процедуры выполняются силами склада общего пользования; второй вариант — владелец продукции пользуется только площадью склада и сам осуществляет складскую деятельность.

Государственные и муниципальные склады предназначены для продукции, собственностью которой являются государственные и муниципальные органы. Данные склады организованы для хранения стратегических и мобилизационных запасов продукции материально- технического назначения.

В деятельности складского хозяйства существует альтернатива — иметь собственный склад или хранить продукцию на складе общего пользования. Содержать собственный склад имеет смысл при стабильном значительном грузообороте, наличии постоянной клиентуры, возможности развивать мощности склада. Склады общего пользования в большей степени пригодны для предприятий, реализующих сезонные товары, предприятий с низким товарооборотом и новых предприятий, у которых еще не сформировалось четкое представление о спросе на осваиваемой территории.

Использование складов общего пользования выгодно по следующим позициям: высокое качество обслуживания; минимальные издержки по хранению продукции; возможность хранения лишь сезонных запасов; хранение продукции при определенных специальных условиях; возможность осваивать новые рынки без капитальных вложений на развитие собственных складов. Крупные предприятия иногда сочетают оба варианта — наличие собственных складов и услуги складов общего пользования: в освоенных районах целесообразно создание собственных складов при условии эф­ фективности с экономической точки зрения; в новых районах оправдано использование общих складов.

По уровню специализации (товарной)

Специализированные склады предназначены для хранения определенных видов материально-технических ресурсов — продукции производственного назначения: металлоизделий; древесины и изделий из нее; строительных материалов; химических и лакокрасочных материалов; резинотехнических изделий; текстильных и кожевенных материалов; электротехнических материалов и изделий; полуфабрикатов и комплектующих изделий; продукции потребительского назначения различной номенклатуры (от пищевых продуктов до товаров бытовой химии), которая хранится на раз­ личных складах.

Унифицированные склады предназначены для хранения одновременно различных видов материально-технических ресурсов, близких по требуемым условиям хранения, например продукция черной и цветной металлургии. Смешанные склады представляют собой комбинированный вариант специализированного и унифицированного склада с соответствующей организацией складирования и хранения.

По типу сооружения или его техническому устройству

Открытые склады представляют собой площадки для открытого хранения отдельных видов материальных ресурсов — инертных строительных материалов, топлива, леса, товаров в контейнерах, Площадки должны иметь соответствующее покрытие, быть поднятыми на некоторую высоту и иметь уклон к водостокам — устраиваются в виде грунтовых площадок или площадок на столбах и ленточных фундаментах. Полузакрытые складские устройства состоят из навесов (для защиты от осадков и от солнца), а также складов, у которых боковые стены устраиваются с одной, двух, трех сторон или по всему периметру (для защиты от ветра).

Закрытые складские помещения представляют собой сооружения — одноэтажные с высотой до 6 м или многоэтажные (высотные, высотно­ стеллажные более 10 м с перепадом высот), отапливаемые или неотапливаемые. При поточной организации технологического процесса в производстве выдвигается требование, чтобы в складских зданиях отсутствовали капитальные перегородки для беспрепятственной переплани­ ровки складов.

Специальные складские устройства состоят из бункерных сооружений (емкости прямоугольной, круглой или конической формы — деревянные, железобетонные и металлические), предназначенных для хранения навалочных и сыпучих материалов, из сооружений резервуарного типа (цистерны, баки, бочки), предназначенных для хранения жидкостей, из специальных контейнеров, предназначенных для хранения наливных грузов. Перечисленные классификационные группы складов могут быть несгораемыми, трудносгораемыми и сгораемыми. Тип складского помещения по огнестойкости должен определяться номенклатурой хранимых в нем материалов. Для хранения сгораемых материалов необходимо устраивать несгораемые складские помещения и, наоборот, для хранения несгораемых материалов допускается устройство сгораемых или трудносгораемых складских помещений. Степень огнестойкости складских помещений имеет большое значение, так как в зависимости от нее устанавливаются размеры и этажность складов, а также расстояние между ними. Место склада в логистической системе и выполняемые им функции (снабженческие, производственные и распределительные) напрямую влияют и на его техническую оснащенность.

склад

По техническим характеристикам и оснащению

По техническим характеристикам и оснащению склады можно разделить на четыре класса [6].

Склад класса А:

  • Современное одноэтажное складское здание, построенное по современ­ным технологиям с использованием высококачественных материалов.
  • Высота потолка, позволяющая установку многоуровневого стеллажного оборудования.
  • Ровный пол с антипылевым покрытием.
  • Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (спринклерная или порошковая).
  • Регулируемый температурный режим.
  • Тепловые завесы на воротах.
  • Автоматические ворота докового типа с гидравлическим пандусом, регулируемым по высоте.
  • Центральное кондиционирование или принудительная вентиляция.
  • Система охранной сигнализации и видеонаблюдения.
  • Офисные площади при складе.
  • Оптико-волоконные телефонные линии.
  • Достаточная территория для отстоя и маневрирования большегрузных автопоездов.
  • Расположение на основных магистралях, обеспечивающих хороший подъезд.

Склад класса А—:

По функциональности приближается к складам класса А, но уступает им по качеству используемого оборудования, по менее выгодному расположению, или же помещения такого уровня не предоставляют полный спектр услуг или не полностью соответствуют всем требованиям помещений класса А.

Склад класса В:

  • Капитальное здание одно- или многоэтажное (реконструированные бывшие производственные помещения, с необходимыми коммуникациями и оборудованием).
  • Высота потолков от 4,5 до 8 м.
  • Пол — асфальт или бетон без покрытия.
  • Пожарная сигнализация и гидрантная система пожаротушения.
  • Пандус для разгрузки автотранспорта.
  • Офисные помещения при складе.
  • Телефонные линии.
  • Охрана по периметру территории.

Склад класса С:

  • Капитальное производственное помещение или утепленные ангары.
  • Высота потолков от 3,5 до 18 м.
  • Пол — асфальт или бетонные плиты.
  • Ворота на нулевой отметке, автомашина заходит внутрь помещения.

Склад класса D:

Подвальные помещения или объекты гражданской обороны, неотапливаемые производственные помещения или ангары.

Основные функции складов

Склады встречаются на всем пути движения материальных потоков, начиная со складов поставщиков сырья и материалов кончая складами системы распределения.

Основными причинами использования складов в логистических системах можно считать следующие:

  1. уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;
  2. координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;
  3. обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;
  4. обеспечение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;
  5. создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;
  6. увеличение географического охвата рынков сбыта (увеличение территориального охвата рынка);
  7. обеспечение гибкой политики обслуживания, особенно в системах с независимым спросом.

Склад, как и любой элемент логистической системы, должен осу­ ществлять свою деятельность с позиции эффективности всей системы. Из этого следует, что склады в рамках логистической системы должны выполнять следующие основные функции:

Выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии со спросом потребителя

Выравнивание интенсивности материальных потоков предполагает, что склад должен играть не просто роль буфера между поставщиком и потребителем, но и гибко реагировать на изменения спроса маневрированием соответствующей партией поставки, увеличивая ее или уменьшая. Интенсивность означает изменение объема груза в течение единицы времени.

Условия интенсивности материального потока устанавливаются потребителем, т.е. каждым последующим звеном логистической системы. Поэтому, если рассматривать логистическую систему в целом, то основным диктующим звеном становится конечный потребитель.

Преобразование ассортимента внутри материального потока в соответствии с заказом клиента

Преобразование ассортимента материального потока в соответствии со спросом — создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально по размеру, форме, цвету и т.д.

Создание нужного ассортимента на складе ведет к эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок в объеме, который требуется клиенту.

Обеспечение концентрации и хранения запасов

Обеспечение концентрации и хранения запасов позволяет выравнивать разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. В распределительной системе хранение товаров необходимо также в связи с сезонным потребление некоторых из них и для гибкого реагирования на любые изменения потребительского спроса. Стремление к максимальному повышению уровня обслуживания клиентов требует значительного увеличения заказов на складе поставщика.

Сглаживание асинхронности производственного процесса (накопление запасов)

Сглаживание асинхронности производственного процесса — это функция производственных складов, а именно складов незавершенного производства (промежуточной продукции). Речь идет о выравнивании технологических и организационных асинхронных моментов между отдельными рабочими операциями производственного процесса.

Унитизация партии отгрузки

Унитизация партии отгрузки связана с тем, что многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или «меньше, чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

Предоставление услуг

Склад активно участвует в осуществлении политики обслуживания предприятий через предоставление разнообразных услуг.

Благодаря услугам склада обеспечивается сервис продажного и послепродажного обслуживания. Эта функция имеет особо важное значение в распределительной логистике, где высок уровень конкуренции. Сервис является неотъемлемой частью деловой активности предприятия, повышая его конкурентоспособность.

Среди основных услуг можно выделить четыре группы:

  • материальные услуги — услуги, связанные с выполнением операций по повышению технологической готовности продукции к производственному потреблению согласно заказам потребителей в системе снабжения. Например, нарезка, раскрой, расфасовка в мелкую тару, подбор комплектов, составление колеров красок и другие услуги. В системе распределения эта группа услуг связана с подготовкой товара к продаже и приданием ему товарного вида. » организационно-коммерческие — услуги, направленные на повышение эффективности процессов товарно-денежного обмена, включающие в себя: реализацию излишних материальных ценностей путем пере­ распределения, а также на комиссионных началах;
  • реализацию промышленных отходов предприятий;
  • сдачу на прокат (в аренду) оборудования, техники, аппаратуры и т.д.
  • Складские — услуги, связанные с выявлением операций складирования за оплату, прием материальных ценностей на временное хранение, сдача в аренду складских площадей.
  • Транспортно-экспедиционные — услуги, связанные с доставкой грузов клиентам собственным или арендованным транспортом. Как видно из этого перечня, современный склад выполняет огромный объем сервисных логистических операций, предоставляя клиенту возможность широкого выбора логистических решений по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировке, информационным услугам и т.п.

склад

Экономические и сервисные выгоды использования склада

Складирование создает также экономические и сервисные выгоды.

Об экономических выгодах можно говорить, когда использование одною или более складов ведет к непосредственному сокращению общих логистических издержек. Экономические выводы тесно связаны с основными функциями, которые выполняют склады: консолидация, разукрупнение, перевалка, доработка/отсрочка и др.

Консолидация грузов

Складирование создает экономические выгоды за счет консолидации отправки. Склад получает от производственных предприятий продукцию, предназначенную определенному заказчику, и формирует из нее более крупную смешанную (консолидированную) партию отправки. При этом выгоды заключаются в максимальном сокращении транспортных расходов и в том, что на разгрузочной площадке заказчика не возникает транспортных заторов. Таким образом, склад вбирает в себя товарно-материальные потоки, поступающие от производителей, и выпускает их в форме крупных отправок потребителям.

Чтобы обеспечить эффективность операций по консолидации отправок, каждое предприятие должно использовать склад в качестве следующего на пути к потребителю пункта хранения произведенной продукции, а также как пункт сортировки и комплектования грузовых отправок. Главное преимущество консолидации заключается в возможности укрупнять партии товаров, отправляемых в определенный район сбыта. Консолидирующий склад может использоваться одной фирмой или совместно несколькими компаниями, что даст возможность всем производителям или грузоотправителям, пользующими услугами склада, сокращать расходы на распределение своей продукции по сравнению с вариантом, когда каждый из них осуществлял бы доставку своих продуктов потребителям индивидуально. Разукрупнение и перевалка грузов в пути. Эти операции схожи с теми, которые выполняет консолидирующий склад, только в них не входит функция хранения. При этом на сортировочный терминал (склад разукрупнения) доставляются грузы от производителей, предназначенные нескольким заказчикам, их сортируют на более мелкие партии в соответствии с заказами и отправляют (доставляют) каждому потребителю. Грузы на сортировочный терминал доставляют большими партиями, что обеспечивает экономию транспортных расходов и облегчает организацию транспортировки.

Перевалочный терминал оказывает аналогичные услуги, однако всегда работает с несколькими производителями. Использование перевалочных терминалов характерно для снабжения розничной торговли ходовыми товарами. Экономическая выгода этой схемы заключается в том, что транспортировка от производителей на склад и со скупала розничным торговцам осуществляется с загрузкой транспортных средств по полной транзитной норме, а поскольку продукция на складе не хранится, экономятся еще и складские расходы, а благодаря полной загрузке транспортных средств достигается оптимизация использования погрузочно-разгрузочных площадок склада.

Доработка / отсрочка

Склад можно использовать и для того, чтобы задержать процесс окончательной доработки или сборки продукции легкой промышленности. Склад, располагающий оборудованием для маркировки или снабжения продуктов этикетками, позволяет отсрочить окончательное изготовление продукта до тех пор, пока на него не будет предъявлен реальный спрос. Экономические выводы подобной услуги связаны, во- первых, с минимизацией риска, поскольку окончательная доработка и упаковка осуществляется только после того, как появился определенный заказчик со своими требованиями к маркировке и упаковке, во-вторых, с сокращением запасов, поскольку на одни и те же товары можно крепить разные этикетки и по-разному их упаковывать. Снижение риска и уровня запасов часто ведет к сокращению общих издержек логистики, несмотря на то, что наклейка этикеток и упаковка на складе обходится, дороже, чем на предприятии-изготовителе.

Сервисные выгоды — вторая группа функций складов. Сервисные преимущества от работы складов могут сопровождаться, а могут и не сопровождаться снижением издержек. О сервисных выгодах склада говорят в том случае, если основная задача склада состоит в усилении способности всей логистической системы в целом создавать полезность места и времени. Это с трудом поддается прямой количественной оценке, поскольку требует сопоставления издержек и уровня сервиса.

Складирование обеспечивает пять видов сервисных функций: приближение запасов к рынку, формирование рыночного ассортимента, комплектование сметанных грузовых отправок, обеспечение производства и создание эффекта присутствия па рынке.

Приближение запасов к рынку

Чаще всего используют в физическом распределении. К этому прибегают производители сезонного или ограниченного ассортимента продукции вместо того, чтобы хранить запасы на торговых складах круглый год или снабжать рынки непосредственно с производственных предприятий. Это позволяет в любой удобный момент продвигать запасы к основным рынкам, чтобы сократить сроки поставки. Примером служат поставщики удобрений и ядохимикатов, которые обращаются к такой практике в периоды выращивания урожая. По окончании сезона нераспространенные запасы продукции возвращают на центральный склад.

Формирование рыночного ассортимента

Ассортиментный склад — склад, который могут использовать и производитель, и оптовый, и розничный торговец — накапливает рыночный ассортимент в ожидании заказов потребителей. Это может быть смешанный ассортимент, состоящий из множества видов продукции, поставляемых на рынок разными производителями, или специальный ассортимент, составленный по желанию конкретного заказчика.

Формирование рыночного ассортимента отличается от приближения товаров к рынку интенсивностью и продолжительностью использования складских мощностей. Приближая товар к рынку, фирма обычно держит в запасе узкий ассортимент продуктов и размещает их на продолжительный срок на множестве малых складов, расположенных вблизи конкретных рынков. Ассортиментные склады, напротив, немногочисленны, расположены в стратегически важных пунктах, работают круглый год и держат широкий ассортимент товаров.

Комплектование смешанных отправок на складе

Напоминает процесс разукрупнения и сортировки, только данная операция может охватывать несколько отправок от производителя. Когда предприятия рассредоточены, пересортировка и транзитное комплектование грузов на промежуточном складе позволяет снизить транспортные издержки и объем складских запасов.

Экономичность комплектования смешанных отправок на про­ межуточных складах традиционно поддерживается специальными тарифами, представляющими собой разновидность транзитной скидки. Склад, осуществляющий транзит или комплектование грузовых отправок, обеспечивает сокращение совокупного объема запасов в логистической системе. Эта функция рассматривается как сервисная выгода, так как партии отправок подбирают в точном соответствии со спецификацией заказчика.

Материально-техническое обеспечение производства

Экономические особенности производства иногда требуют довольно большого запаса некоторых компонентов. В таких случаях склады осуществляют постепенную поставку материалов и деталей на сборочное предприятие, Создание страховых запасов продукции, закупаемой у внешних поставщиков, может быть оправдано либо длительностью срока поставки, либо колебаниями производственных потребностей. В таких случаях самым экономичным решением является создание достаточных запасов на складе материально-технического обеспечения производства, откуда материалы, детали и готовые узлы своевременно и с небольшими издержками поступают на сборочную линию.

Эффект присутствия на рынке

Данный эффект основывается на представлении, что местный склад позволяет с большей гибкостью реагировать на запросы потребителей и осуществлять поставки, чем в том случае, если операции ведутся с отдаленных складов. Следовательно, размещение складов вблизи местных рынков способствует увеличению рыночной доли и росту прибыли.

Таким образом, современный склад выполняет огромный объем сервисных логистических операций, предоставляя клиенту возможность широкого выбора логистических решений по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировке, информационным услугам и т.п.

© Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), 2010

ОСНОВЫ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ

Багинова В.В., Николашин В.М., Николаева А.И., Синицына А.С.

Использованная литература

1. Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин и др.; под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-408 с.

2. Манжосов Г.П. Современный склад. Организация и технология. — М.: КИА Центр, 2003. — 224 с.

3. Родников А.Н. Логистика. Терминологический словарь. — М.:Инфра-М, 2000.

4. Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков. — М.:издательство «Альфа-Пресс», 2005. — 208 с.

5. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы: Справочник. — СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2005. — 560 с.

6. Таран С.А. Как организовать склад. Практические рекомендации профессионала. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006. — 160 с.

7. Григорьев М.Н., Долгов А.П. Уваров С.А. Логистика: учебное пособие. — М.: Г ардарики, 2006. — 469 с.

8. Сергеев В.И. Логистика: Учебное пособие. — СПБ.: СП.ГИЭА, 1995, — С.131.

9. Хазанович Э.С., Шестаков В.Н. Управление материальными ресурсами. — М.: Экономика, 1987.

10. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. Ред. Проф. В.И. Сергеева. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 976 с.

11. Маликов О.Б. Теоретические основы и методология проектирования транспортно-складских комплексов для переработки тарно-штучных грузов. — Л., 1985.

12. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. — СПб.:Политехника, 1997. — С.352.

13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоур Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. — М.: Дело, 1996. — С.704.

14. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации:Манифест революции в бизнесе/ Пер. С англ. — СПб.: Издательство СПБ. Ун-та, 1997.

15. Батищев И.И., Краснова Е.В., Чинченко Е.М. Моделирование работы перевалочных пунктов // Труды ИКТП, Вып. 25. — М., 1971.-С.150.

16. Гамалея В.Н. Экономика и организация складского хозяйства машиностроительных предприятий. — М.: Экономика, 1977. — С.195.

17. Гиммельфарб А.Я. Эффективность централизованных складов. — М.: Промышленный транспорт, 1983.-С.8-9.

18. Гуд Г., Макол Р. Системотехника: Введение в проектирование больших систем. — М.: Советское радио, 1962. — С.383.

19. Дегтяренко В.Н. Транспортные узлы промышленных районов. — М.: Стройиздат, 1974.-С.303.

20. Методика оптимального размещения баз материально-технического снабжения ГОССНАБа СССР. — М.: НИИМС, 1971.-С . 221.

21. Рыжиков Ю.И. Управление запасами. — М.: Наука, 1969. — С.344.

22. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: Учебник. — М.: Форум:Инфра-М, 2005.-352 с.

23. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика: учебно-практическое пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 176 с.

24. Степанов В.И. Логистика: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 488 с.

25. Практикум по логистике: Учебное пособие/ Под ред. Б.А. Аникина. — М.: Инфра-М, 2002.

 

 

О статье
Склады
Название
Склады
Описание
Автор
Компания
Первая система. Центр автоматизации торговли
© Первая система, 2021