Распространение эпидемии затронуло реальный сектор экономики не только китая но и других стран
29 января о приостановке своих предприятий в Китае объявил один из крупнейших автопроизводителей мира, японская Toyota. О закрытии половины своих китайских кофеен (около 2 тыс.) объявила и американская сеть Starbucks. Ранее эксперты предупреждали, что эпидемия китайского коронавируса может отразиться на туризме, авиаперелетах, розничных продажах, а также снизит цены на нефть.
В среду утром компания Toyota заявила, что два ее завода в Китае не будут работать по меньшей мере до 9 февраля. Местные работники Toyota находятся на каникулах в связи с китайским новым годом. Японская компания отметила, что приостановка предприятий была запланирована из-за праздников, однако по мере распространения коронавируса и роста числа погибших, предприятия не будут работать дольше.
Об аналогичных мерах во вторник объявила японская Honda. Компания сообщила, что два завода по сборке мотоциклов в городах Тяньцзин и Тайцан откроются не раньше 9 февраля, тогда как изначально планировалось возобновить работу 3 февраля. 3 февраля должны были открыться и автосборочные предприятия Honda в Ухане, однако в связи с карантином в этом городе компания сообщила, что пока не может прогнозировать время возобновления их работы.
Утром авиакомпания British Airways отменила все рейсы в материковый Китай и из него. Об этом авиакомпания сообщила на своем сайте, отметив, что сделала это по рекомендации министерства иностранных дел Великобритании. Эта мера действует по 31 января включительно, пока авиакомпания оценивает развитие ситуации в Китае. При этом рейсы в Гонконг будут осуществляться в обычном режиме. British Airways, которая осуществляет ежедневные рейсы в Шанхай и Пекин из аэропорта Хитроу, принесла клиентам свои извинения за доставленные неудобства, но подчеркнула, что «безопасность наших клиентов и экипажей всегда стоят для нас на первом месте». British Airways стала первой из крупных международных авиаперевозчиков, кто полностью отменил все рейсы в материковый Китай и из него. Аналогичное решение накануне приняла индонезийская Lion Air, которая отменит все рейсы с 1 февраля «на неопределенный срок».
Одной из первых среди западных компаний, объявивших о приостановке работы своих заведений в Китае, стала сеть McDonalds. В конце прошлой недели компания объявила о временном закрытии ресторанов в пяти городах провинции Хубэй, в столице которой, городе Ухане, и возник очаг инфекции.
О временном закрытии заведений объявляют и китайские сети быстрого питания. В среду это сделала компания Haidilao — крупнейшая в стране сеть быстрого питания в сегменте приготовления пищи в традиционном китайском котелке-самоваре хого. Заведения сети будут закрыты на всем материковом Китае, где компания управляет 550 ресторанами в 116 городах.
Эксперты не исключают, что по мере распространения коронавируса и окончания традиционных новогодних каникул об их вынужденном продлении могут заявлять все новые компании. В конце прошлой недели эксперты агентства S&P Global Ratings отметили, что больше всего пострадают общественное питание, развлечения и туристические услуги. А в середине прошлой недели аналитики Goldman Sachs предупредили, что снижение туристической активности из-за вируса может привести к сокращению спроса на топливо со стороны авиакомпаний. Это в свою очередь повлияет на мировые цены на нефть, снизив их на $3.
Как пострадал российский рынок?
Вспышка пневмонии, вызванной новым типом коронавируса 2019-nCoV, к концу января 2020 года, распространилась по всем 31 провинциям материкового Китая. Общее число заболевших в Китае превысило 9 тыс. человек. В других странах вирус обнаружили более чем у 100 человек. От пневмонии, вызванной коронавирусом, по состоянию на 31 января, умерли 213 человек, 171 человек выздоровел.
Ситуацию сравнивают со вспышкой эпидемии атипичной пневмонии в 2002-2003 годах. Ущерб, нанесенный мировой экономике тогда, был оценен почти в 40 миллиардов долларов, причем почти все потери легли на Китай и Гонконг. По оценкам аналитиков, экономический ущерб от коронавируса превзойдет ущерб от атипичной пневмонии.
В январе, когда коронавирус начал активное распространение, количество заявок по сравнению с январем 2019 года снизилось на 36%, а за последнюю неделю снижение произошло на 70%. Люди не знают, когда смогут посетить Китай, соответственно откладывают заявку на получение визы на неопределенный срок: если бизнесу нужно попасть туда как можно скорее (у многих филиалы или наоборот головные офисы находятся в КНР), чтобы активизировать свою деятельность и минимизировать издержки от распространения заболевания, то заявок на туристическую станет скорее всего меньше, так как «шлейф заболевания» еще долго может пугать туристов.
Однако падение спроса на визы в Китай позволяет развивать новые направления: мы уже проводили встречи с послами Филиппин, Сингапура, Вьетнама на тему получения разрешения на выдачу бизнес-виз.
В целом, мы ожидаем, что коронавирус и продление каникул в Китае могут стоить Китаю 0,2-0,5% экономического роста, рост ВВП составит 5,5-5,8%, что также скажется на спросе на российские энергоносители. И по итогам года российско-китайский товарооборот может составить 115-120 млрд долларов.
По нашим прогнозам, до конца февраля коронавирус полностью перестанет распространяться за счет локализации. С марта ситуация с оформлением бизнес-виз в Китай начнет выравниваться, а с апреля восстановится норма оформления заявок на туристические визы.